вторник, 17 января 2017 г.

«УЧЕНЫЙ МАХАОН»: итоги реализации сетевой программы





Общеобразовательная Программа «Ученый Махаон» – победитель II краевого конкурса сетевых дополнительных общеобразовательных программ, была разработана с целью развития интереса школьников к научному познанию, науке, развития исследовательской компетенции на материале предметов естественнонаучного цикла, через включение в практическую деятельность по изучению природных объектов.
Программа одновременно решает несколько стратегических задач, стоящей перед системой образования в г. Зеленогорске, Красноярском крае, РФ. Это: 1) реализация ФГОС начального и общего образования; 2) вовлечение молодежи в научную деятельность; 3) развитие естественнонаучного направления; 3) интеграция основного и дополнительного образования с целью объединения ресурсов для повышения качества образования, достижение новых образовательных результатов.
В 2016 году Программа «Ученый Махаон» объединила 50 школьников 2-8 классов нескольких образовательных учреждений города, являющихся Партнерами Программы – это МБОУ «СОШ №161», «СОШ №172», «СОШ №176», «Лицей №174».
Программа «Ученый Махаон» состоит из нескольких модулей:
1) Первый модуль (вводный) был проведен за городом, на базе отдыха «Шахтер», расположенной в сосновом бору, в период зимних школьных каникул, продолжительностью 6 дней.  Зимний модуль посвящался изучению базовых методов научного познания окружающего мира в реальных естественных условиях, таких как: наблюдение, эксперимент,  опыт, анкетирование и т.д. Ребята сначала выполняли «образцовые» исследования, заранее подготовленные педагогами, с применением рассмотренных методов научного познания. После чего они самостоятельно моделировали свое эксклюзивное исследование и представляли его в форме стендовой защиты, демонстрируя уровень освоения методов исследования.
По возвращению в город, вместе со своими школьными педагогами (каждый в своей школе) с учетом изученных методов,  ребята планировали свое будущее исследование, которое им предстояло провести  в период летней экспедиции (2 модуля программы), решая заданную образовательную задачу.
2) Второй модуль – основной (лето) –   исследовательская экспедиция «Махаон» в уникальное место Красноярского края. В 2016 году этим местом сначала стало побережье оз. Пионерское (Собачье) в Ширинском районе Республики Хакасия, расположенном неподалеку от достопримечательности и объекта исследовательского интереса – Туимского провала, затем экспедиция переместилась на побережье реки Кан.
Основным видом деятельности в летнем модуле стала предметная практическая деятельность учащихся по сбору и первичному анализу экспериментального материала, в рамках поставленной образовательной задачи и его представление на полевой НПК. Все это происходило в ненавязчивой, нестандартной атмосфере уединения с природой, на фоне досуговых и спортивных мероприятий, отдыха и оздоровления.
Работа велась группами по 10-15 человек в полевых лабораториях (химии, биологии, экологии, географии и т.д.), составляющих основу экспедиции. Участники приобретали  специальные знания, умения и навыки, необходимые для выполнения исследовательской работы-компетентности. Среди них умения выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи и т.д.
Формы работы в экспедиции были разнообразны. Это лекции, экскурсии, работа исследовательских лабораторий, образовательные походы, ученые мастерские,  индивидуальная работа, полевая конференция.  Особое внимание уделялось досугово-развлекательной деятельности, учебным мастерским.
Промежуточным итогом реализации  программы явилось то, что в  необычных условиях, всего за 14 дней дети прошли все этапы исследовательской деятельности  и уже представили свои первые результаты на полевой научно-практической конференции «Махаон», подготовили  стенды (постеры). Всего на полевую конференцию было представлено 25 докладов.
3) Третий этап программы – межмодульное сопровождение. Этот этап был реализован в «домашних» условиях, под руководством педагогов школ, осенью. Работа велась индивидуально или малыми группами (звеньями). На данном этапе предстояло обработать собранный полевой материал, его оформить, подготовить автореферат, электронную  презентацию, подготовиться к публичному выступлению и непосредственно представить результаты исследований научному сообществу. Завершился этот этап научно-практической конференцией «Познание и творчество», в канун Нового года. Всего на конференции было заслушано 22 доклада в двух секциях «Живая природа» и «Неживая природа» (см. приложение 1). Ребята рассказывали про историю образования, тайны и легенды Туимского провала, про минералы окрестностей оз. Собачье, представителей энтомофауны РХ, природные зоны Хакасии, свойства воды озера, что в Туимском провале и много других интересных тем был исследовано в период экспедиции программы «Ученый Махаон».  По итогам конференции 16 докладов  были рекомендованы членами жюри к участию в Городской НПК «Содружество».
Победителями конференции стали Веретнова Виктория, Дорогов Михаил, Михно Илья, Жижин Михаил, Уфимцев Егор, Самойлова Арина, Мехрякова Александра, Бензель Анна, Гончаренко Елизавета, Хабарова Анжелика, Боос Вера, Елагин Кирилл, Чулюкина Марина, Еременко Дарья, Юдина Ульяна, Ильина Валерия.
Оценка уровня развития УУД в рамках исследовательской компетенции и их динамики происходила в процессе подготовки к полевой НПК (промежуточная диагностика), а также в процессе подготовки к НПК «Познание и творчество» (итоговой диагностике), в форме беседы, а также в ходе наблюдения педагогов за работой обучающегося.
В итоге: 100% обучающихся (50 чел.) закончили обучение и освоили программу.  У ее участников наблюдается развитие не только УУД в пределах исследовательской компетенции (предметных и метапредметных), но и личностных  УУД. Среди них: самоопределение: экологическая культура, навыки адаптации, установка на ЗОЖ; смыслообразование: мотивация учебной деятельности, самооценка, сопереживание; нравственно-этическая ориентация: умения жить и работать во временной команде, умение договариваться, доброжелательность и отзывчивость, навыки сотрудничества в любой ситуации.
Также следует отметить динамику в развитии личностных, предметных и метапредметных УУД у большинства участников Программы, что указывать на оптимальность выбора методик, объем содержания преподаваемого материала, его соотнесение с возрастными особенностями обучающихся.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что содержание Программы обеспечивает достижение поставленных целей и задач, следовательно, Программа «Ученый Махаон» может быть продолжена и будет продолжаться в 2017 году.
Материал подготовлен руководителем программы Стародубцевой Ж.А.

Комментариев нет:

Отправить комментарий